На днях на канале Эксперт ТВ вышла программа Андрея Верникова – Капитал, который пригласил меня выступить в качестве эксперта.

Представляю запись программы, а так же видео after-party, тезисы выступления и рекомендации по акциям которые не вошли в эфир …

+
см. дальше: after-party, тезисы выступления и рекомендации по акциям которые не вошли в эфир …

Тезисы к программе Капитал
18-04-2011

Текущие фундаментальные общемировые тенденции:

1. Переход от индустриальной эпохи в технологическую.
2. Связано это с тем, что добыча углеводородов достигла пика, сегодня она составляет порядка 89-90 млн. баррелей в день.
3. Мировых запасов нефти, при текущем потреблении хватит на порядка 50 лет. В России промышленные запасы будут истощены полностью через 20 лет. В США уже через 10 лет.
4. Надеяться на запасы на шельфе неразумно, так как кроме цены на нефть есть еще другой более важный показатель энергетическая отдача от инвестиций («Energy Return on Investment»). Двадцать лет назад он составлял 1/100 сейчас 1/5-10, при добыче на шельфе северного ледовитого океана будет 1/1-2.
5. Соответственно нефтяная отрасль неумолимо приближается к закату. Российская приближается более быстрыми темпами, чем в среднем в мире. И не сможет конкурировать со странами ближнего востока, где запасов на порядок больше, а стоимость добычи на порядок выше ниже.
6. Рост цен на нефть не принесет доходов российским нефтекомпаниям.
7. На замену нефти придут замещающие углеводороды газ и уголь. В этом плане у России все Ок.
8. Запасы природного газа в России примерно 30% от мировых, вторые две страны Иран 20%, Катар 20%. Запасов хватит примерно на 80-100 лет.
9. Запасы угля в России примерно 20%, в США 30%, Китай 15%. Запасов угля хватит на 150 лет.
10. Россия останется сырьевой державой в течение ближайших 50 лет. И будет чувствовать себя уверенно в плане экономической стабильности.

Выводы:

1. Российский нефтяной сектор не интересен для инвестиций.
2. Сектора экономики ориентированные на нефть и мазут будут испытывать проблемы в скором времени. Это генерация на мазуте, автомобильный сектор (бензин), перевозчики (авто, авиа, морские), сельское хозяйство, строительство, и т.п.
3. Мировая экономика движется трендами на усиление доли газа и угля в промышленности, а так же трендом на электрификацию всех процессов, в которых раньше был бензин, солярка и керосин.
4. Соответственно мировыми трендами ближайших десятилетий станут: альтернативная энергетика, энергосбережение, энергоэффективность.
5. В контексте Российской экономики: уверенно будет чувствовать себя газовый сектор: Газпром и Новатэк.
6. Уверенно будет чувствовать себя угольный сектор и черная металлургия: угледобывающая компания Распадская, интегрированные компании ММК, Северсталь.
11. В начале тренда роста находится электрогенерация. Та, что на газе и угле.
• Это кластер генкомпаний, контролируемых Газпромом (Мосэнерго, ТГК-1, ОГК-2 и ОГК-6),
• германский концерн E. On ( ОГК-4)
• итальянский Enel («Энел-ОГК-5»)
• Енисейская ТГК-13.
12. Негативное отношение ко всем без исключения сетевым компаниям.
13. Отдельно выделю гидрогенерацию: Русгидро.
14. И отдельно выделю ИнтерРАО ЕС.

Тенденции на 2011 год.

1. Рынок будет волатильным. Проблемы не сняты. Одной ликвидности недостаточно для постоянного роста.
2. Тренды по движению финансовых потоков:
• Репатриация капитала в Японию компаниями и частными лицами на восстановление промышленных объектов и домохозяйств сумма оценивается порядка $500 млрд. $1 трлн.
• Окончание количественного смягчения в США.
• Проблемы госдолгом в Еврозоне усиливаются.
3. Мы наблюдем рост инфляции.
4. Ожидается начало цикла роста учетных ставок. А так же абсорбция ликвидности регуляторами через повышение норм резервирования.
5. Рост цен на углеводороды нанесет ущерб росту мирового ВВП. Наиболее вероятный сценарий мировой экономики на ближайшие 3-5 лет – стагнация.

Выводы:

1. Высокий риск учетной ставки делает неэффективным вложения в инструменты с фиксированной доходностью (облигации).
2. Рост учетных ставок и норм резервирования снизит инвестиционную привлекательность банковского сектора.
3. В связи с ростом цен на энергоносители будут проблемы в машиностроительном секторе, у перевозчиков, в сельскохозяйственном секторе.
4. Стабильно будут чувствовать себя компании из секторов с неэластичным спросом, и сектор utility которым и приоритет в этом году.

Отдельные идеи:

1. Негативно оцениваются перспективы Ростелекома и объединенного Связьинвеста. Спекулятивная цель находится на уровне 250-300 руб. по Ростелекому, где нужно будет избавляться от акций ростелекома. Дальнейшие перспективы бизнеса не очевидны. Инвестиционных идей у компании нет.
2. Далек от завершения тренд по сектору минеральных удобрений. Покупать Акрон и Уралкалий еще не поздно.
3. Розничный сектор – негативно, так как проблемы со спросом, регулирование наценок, а так же грозит удорожание обслуживания долгов из-за роста учетной ставки.
4. Старт программы по обмену автохлама грузовиков и автобусов, и старт программы обмена авиахлама. Эти идеи можно реализовать в акциях КАМАЗа и ОАК.

Рекомендации по акциям на 2011 год.
(тикер) (название) (уровень покупок)
Позитивно (покупать)  
1
MSNG МосЭнерго тек (<3,2)
2
HYDR РусГидро тек (<1,6)
3
IRAO ИнтерРАОао тек (<1,47)
4
OGK2 ОГК-2 ао тек (<1,65)
5
OGK4 ОГК-4 ао тек (<2,6)
6
OGK6 ОГК-6 ао тек (<1,25)
7
OGKC ОГК-3 ао тек (<1,6)
8
TGK13 ТГК-13 тек (<0,11)
9
GAZP ГАЗПРОМ ао <190
10
NOTK Новатэк ао <250
11
RASP Распадская <176
12
MAGN ММК <29
13
NLMK НЛМК ао <110
14
CHMF СевСт-ао <430
15
MTLR Мечел ао <760
16
URKA Уркалий-ао <160
17
AKRN Акрон <1000
18
SILV Сильвинит <22500
19
MTSI МТС-ао тек (<250)
20
KMAZ КАМАЗ <75
21
UNAC ОАК тек (<0,45)
22
VSMO ВСМПО тек (<3200)
Нейтрально (удерживать / не покупать)
1
RTKM Ростел -ао
2
VTEL ВолгаТлк
3
STKM СибТлк-ао
4
LKOH ЛУКОЙЛ
5
ROSN Роснефть
6
SIBN Газпрнефть
7
SNGSP Сургнфгз-п
8
SNGS Сургнфгз
9
TATN Татнфт 3ао
10
TRNFP Транснф ап
11
GMKN ГМКНорНик
12
PMTL Полиметалл
13
PLZL ПолюсЗолот
14
TRMK ТМК ао
15
AFKC Система ао
Негативно (продавать)
1
AFLT Аэрофлот
2
NMTP НМТП ао
3
SBER Сбербанк
4
VTBR ВТБ ао
5
BSPB БСП ао
6
MRKH ХолМРСК ао
7
FEES ФСК ЕЭС ао
8
MGNT Магнит ао
9
MVID М.видео
10
PRTK ПРОТЕК ао
11
AVAZ АВТОВАЗ ао

© Дмитрий Сухов (Plan.ru)


Комментариев: 62
на “Инвестиционные идеи”

Подписка на комментарии к этому посту по Atom/RSS.

  1. ozzius, 21.03.2011 в 17:07.

    5. Соответственно нефтяная отрасль неумолимо приближается к закату. Российская приближается более быстрыми темпами, чем в среднем в мире. И не сможет конкурировать со странами ближнего востока, где запасов на порядок больше, а стоимость добычи на порядок выше.

    Опечатка? Следует читать “стоимость добычи на порядок ниже.” ?

  2. Administrator, 21.03.2011 в 17:11.

    Да. Опечака. Спасибо!

  3. Зебра, 21.03.2011 в 19:25.

    1. Негативно оцениваются перспективы Ростелекома и объединенного Связьинвеста. Спекулятивная цель находится на уровне 250-300 руб. по Ростелекому, где нужно будет избавляться от акций ростелекома. Дальнейшие перспективы бизнеса не очевидны. Инвестиционных идей у компании нет.

    ДВ! при всем уважении, давно вас читаю, но как мне кажется что то в этом не связывается с здравым смыслом, т.к. текущая цена Ростелеком 156 и движение в район 250-300 рублей это 70-100% роста, просто фантастическая идея получается

  4. Hokum, 21.03.2011 в 20:34.

    to Admin

  5. Hokum, 21.03.2011 в 20:35.

    за рекомендации по акциям на 2011 год спасибо )))

  6. Administrator, 21.03.2011 в 20:47.

    Ростелеком по цене в районе 250 перешел под контроль ВЭБа, Сбербанка и Газпромбанка в 2008 году, когда из-за обернутого в несколько раз РЕПО обонкротился Кит-Финанс.
    Мое мнение, что эти монстры будут продавать Ростелеком (Связьинвест) только тогда когда эта инвестиция выйдет им в профит. т.е. вернется на уровни 2008 года. т.е. 250-300 руб.
    Такая идея. имхо

  7. Хаген, 21.03.2011 в 21:35.

    Я с Вами не согласен по нефти, как обычно.
    В кризис был нарушен у нефтяных компаний производственный процесс, не было основано новых месторождений. А скоро вступит новая реформа для месторождений.

    “Реформа новых месторождений увеличит инвестиционные затраты
    производителей. Предложенная реформа налогообложения новых
    месторождений, направленная на возрождение роста добычи нефти в России через стимулирование инвестиций в новые проекты, будет способствовать росту нефтесервисных компаний. Снижение налогового бремени должно стимулировать инвестиции в добычу и открыть новые участки для разработки.

    Основными рисками для сектора нефтесервиса остаются снижение цен на нефть и отсрочка реформы налогообложения; усиление конкуренции со стороны мировых гигантов может оказать давление на цены.”

  8. Rob, 21.03.2011 в 21:43.

    Вопрос к статье:
    почему полностью обошли вниманием сектор производства продуктов питания и удобрений? Не буду говорить о фундаментальной оценке российских компаний, но для меня, например, очевидно, что еды очень не хватает в мире, и рост цен там будет долгим и упорным.

  9. Rob, 21.03.2011 в 21:48.

    И второй вопрос, который мы уже обсуждали год-полтора назад:
    Как уже много говорилось, углеводородов в земле еще немало. Вопрос только в соотношении себестоимости добычи и цены барреля. При $70 конечно никто не будет, условно говоря, сланцевыми песками заниматься. А при $170 – очень даже будут. И вопрос сводится не к тому, много нефти или мало осталось. Вопрос на самом деле распадается на две части:
    1. Способна ли мировая экономика на горизонте 15-25 лет адаптироваться к дорожающим энергоносителям без потери темпов роста (а последние 10 лет нам показывают, что да, способна. По ряду причин, но щас неважно).
    2. Найдется ли реальная альтернатива в части получения энергии, способная конкурировать с углеводородами как по себестоимости килоджоуля, так и по удобству логистики / распространенности. Пока неочевидно, что найдется, ибо денег, сил и пиара в эту сферу вложено уже немеряно, а результатами похвастаться не может никто.

  10. Доктор, 21.03.2011 в 21:56.

    уже писал – газ, посмотрите сюда, наведите на германию, чтоб стало все понятно…http://www.cngprices.com/

  11. Доктор, 21.03.2011 в 21:57.

    или Италию…

  12. SberInvestor, 21.03.2011 в 22:06.

    а почему огк-1 нет в списках?

  13. Ded Pikhto, 22.03.2011 в 06:46.

    Дмитрий , вопрос : Вы когда в машине сидели , курили с собеседником план ?

  14. Андрей, 22.03.2011 в 08:28.

    Добрый день Дмитрий! Пожалуйста прокоментируйте почему Протек в негативе-продавать, буквально месяц назад вы заявляли обратное (на вашем же видео-коментарии по поводу перспективы Протека), с чем связан негатив?
    Андрей

  15. Hokum, 22.03.2011 в 08:31.

    > но для меня, например, очевидно, что еды очень не хватает в мире
    седня нехватает, завтра урожай и некуда его девать…

  16. Hokum, 22.03.2011 в 08:40.

    to Rob
    можно долго разговаривать о себестоимости добычи и о цене фьючерса на нефть, но самолеты и ракеты на батарейках не летают. да и авто на электричестве толком ездить неумеет (а в разрезе температурного режима над этой проблемой еще работать и работать). Не забываем и о теории игр. Как только альтернативщики что то “придумают” нефтянщики начнут сбрасывать цены, начнут лоббировать свои интересы на гос уровне (истории известны аналогичные случаи). Тренда “отказа от нефти” еще нет. Технологического прорыва невидно.

  17. Hokum, 22.03.2011 в 08:43.

    >Наиболее вероятный сценарий мировой экономики на ближайшие 3-5 лет
    свержение действующих режимов “не американской” модели и режимов необладающих атомным оружием. )))

  18. Administrator, 22.03.2011 в 08:52.

    ку: Андрей

    В конце 2010 года, когда по Протеку выходил материал, по нему были слабые, финансовые показатели с близкой к нулю рентабельностью. Судя по текущим котировкам, Протек закончил год с убытком. Уже ожиданий. Официально он годовой отчет за 2010 еще не опубликовал.

  19. Administrator, 22.03.2011 в 08:54.

    ре: Rob

    Это в России нет альтернативной энергетики.
    В Европе она растет по экспоненте. Уще сейчас мировая например ветрогенерация больше чем вся вместе взятая российская генерация.

  20. Ded Pikhto, 22.03.2011 в 09:14.

    Без слов !!! МОСКВА, 21 мар (Рейтер) – Президент России Дмитрий Медведев в понедельник наградил бойцов отряда милиции "Зубр", разгонявших антиправительственные митинги во Владивостоке, сообщив, что омоновцы "достойно защищают" правопорядок и государство в них нуждается. Медведев посетил подмосковную базу "Зубра" и посмотрел, как омоновцы штурмуют здание, водят броневики и владеют рукопашным боем. Президент сам выстрелил из пистолета в местном тире. "Работа отряда "Зубр" и других подразделений по обеспечению общественного порядка связана с высочайшей ответственностью", – сообщил президент, наградивший офицеров орденами и медалями и объявивший благодарность всему подразделению. Президент, придумавший переименовать милицию в полицию, сказал, что работа омоновца требует "такта". В декабре 2008 года тысячи человек перекрыли автомагистрали в Приморье в знак протеста против решения правительства Владимира Путина ради поддержки убыточного АвтоВАЗа ограничить ввоз иномарок – основы местного малого бизнеса. Местная милиция не стала применять силу против демонстрантов, прошедших маршем по центральной улице города, и Москва прислала во Владивосток "Зубр", который отпинал нескольких собравшихся у новогодней ёлки манифестантов и журналистов и разогнал несколько сотен участников протестной акции. Катящаяся с начала года волна беспорядков и революций в сравнимых по политическому устройству странах арабского мира обеспокоила российские власти, которые обещают "не допустить Египта", хотя настаивают, что не видят вызревания революционной ситуации. О том, что повторение ближневосточных событий в России возможно, сказали в феврале треть опрошенных независимым социологическим Левада-центром . Медведев объявил о планах сокращения МВД для искоренения коррупции и улучшения эффективности сил правопорядка, однако после очередной кровопролитной атаки боевика – в столичном аэропорту "Домодедово" в январе 2011-го – заговорил о необходимости увеличить численность сотрудников полиции. (Денис Дёмкин) ((Московское бюро, +7 495 775 12 42, moscow.newsroom@reuters.com))

  21. onegin, 22.03.2011 в 09:24.

    !СУПЕР!

  22. Hokum, 22.03.2011 в 09:34.

    Админ молодец. по каждой бумаге есть грамотный ответ!

  23. Rob, 22.03.2011 в 10:24.

    Hokum
    >>>седня нехватает, завтра урожай и некуда его девать…
    Расскажите об этом людям в Африке или в Азии, где на 50% территории 100 гр риса в день – предел мечтаний.

    >>> самолеты и ракеты на батарейках не летают. да и авто на электричестве толком ездить неумеет
    Всего 120 лет назад они и на бензине ездить не умели, так что, извините, аргумент неубедителен в контексте мировой истории. Хотя в целом пост про нефть не противоречит тому, что я написал.

  24. Rob, 22.03.2011 в 10:33.

    А-д-м-и-н
    >>>Это в России нет альтернативной энергетики.
    В Европе она растет по экспоненте. Уще сейчас мировая например ветрогенерация больше чем вся вместе взятая российская генерация

    Я относительно близок к этой теме. Дык вот, европейская альтернативная энергетика – это пока недалеко ушло от фазы пиара. Щас посмотрим по Германии, например. Страна развивается, потребление электричества растет. При этом они не хотят строить угольные станции (неэкологично), заморозили едва ожившую атомную энергетику (страшно), и не могут строить гидры ибо ресурсов нет. Что им делать? Существующая ветрогенерация во-первых не конкурирует с традиционным электричеством по себестоимости кВт-ч. Во многих странах принудительно заставляют покупать Х% “возобновляемого” электричества, в других – принудительно распространяют сертификаты на ветроэлектричество, которые каждый потребитель обязан приобрести, и так далее. Во-вторых имеется огромная технологическая проблема – ветер крайне неравномерен и не гарантирован. Следовательно, надежность энергопоставки никто не гарантирует, и к тому же невозможно регулировать частоту в сети. Для этого требуется традиционный генератор.
    Далее, в той же Германии люди смеются, что их страна – BANANA Republic. BANANA = Build Absolutely Nothing Anywhere Near Anything. И последние виндфармы им приходится выносить на 60-70 км в море, т.к. иначе население протестует, и политическая власть этому способствует.

    Резюме: никакой альтернативной энергетики в полном смысле слова “АЛЬТЕРНАТИВА” на сегодня в мире в промышленных масштабах не существует. Хотя я лично не сомневаюсь, что на горизонте 20-30 лет всё будет кардинально по-другому.

  25. Administrator, 22.03.2011 в 10:40.

    Rob,

    У меня есть отдельно подготовленный семинар по Альтернативной энергетике. Думаю, когда вы увидите полную статистику и экономику по этой теме, вы измените свое мнение.

  26. Andrei_J, 22.03.2011 в 11:08.

    Rob,
    Дания уже даже экспортирует свою энергию – а у них нет ни угля, ни газа, ни нефти. Просто озаботились ещё в 70-х прошлого века.

  27. Rob, 22.03.2011 в 11:08.

    Да я в курсе цифр! Я, как уже говорил, в теме этого вопроса.
    Никто из тех, кто в теме, не скажет Вам, что да, конечно, закрываем к чёрту этот “мирный атом” и настроим ветряков. Это утопия. Никакие ветряки, никакие приливные и прочие солнечные источники не способны быть альтернативой традиционной генерации при (ВНИМАНИЕ!) текущем уровне технологий и цен.

    Кол-во вводов ветряков в мире вообще ни о чем не говорит, т.к. это практически везде субсидируемый вид деятельности. Аналогично пресловутому биотопливу, победные реляции о котором мы читали всего 2 года назад. Я, на самом деле, только за, если сложные углеводороды будут использоваться с большей пользой, чем просто разлагаться в реакции окисления. Но пока (и в обозримой перспективе) без этого земная цивилизация не может обойтись.

  28. Доктор, 22.03.2011 в 11:10.

    я бы другой вопрос поднял – нефть не так и дорога, просто в цене бензина сидит акциз и тп с ндс. А вот электричество у нас уже как в штатах – 11 коп киловатт. Если перейдут на электромобили – куда еще пихать акциз и тп в цену “нового топлива”? то есть электромобиль – неэффективен, если брать стоимость электричества и добавить к нему все те налоги, что сейчас запакованы в бензин.

  29. Rob, 22.03.2011 в 11:12.

    Andrei_J
    Это не говорит вообще ни о чём. У Дании просто уникальные возможности. У них длиннющая береговая линия в довольно ветреной зоне и при этом сравнительно низкие потребности в электричестве внутри страны. Вы в цифрах скажите, кому и сколько продает Дания, и сколько эти продажи занимают в потреблении страны-покупателя.

  30. Доктор, 22.03.2011 в 11:13.

    Роб. я на дачу присматривал игрушку – 5 кв ветряк, стоит что-то около 30 тыр. Обещают 500 квт/ч в месяц выработку ))) что дорого-то? уже – не дорого… а идей с ним – куча, его можно воткнуть параллельно городской сети и когда есть ветер – “экономить”, так обещано,по крайней мере

  31. Andrei_J, 22.03.2011 в 11:22.

    Rob,
    Я знаю про посёлок (Дания), который полностью питается водородом, производимым мусорной станцией. Я знаю про дома в Германии, которые отапливаются котлами работающими на брикетах из специально выращиваемых неподалёку быстрорастущих (по типу бамбука) деревьев – энергия солнца. В прибалтике построен “зелёный” посёлок полностью отапливаемый теплом из недр земли.

  32. Rob, 22.03.2011 в 11:28.

    Andrei_J
    А для питания, к примеру, алюминиевого завода вы мусор со всего Китая планируете собирать? Всё это точечно и на самом деле очень дорого, скорее всего. Есть данные по себестоимости кВт? Понятно, что мы как нация слишком много теряем в пустоту, и за счет минимизации таких потерь элементарно можем поднять энергоэффективность. Но в промышленном масштабе всей планеты этого недостаточно.

  33. Rob, 22.03.2011 в 11:31.

    Доктор
    А ты купи да расскажи нам, каково оно :)
    А еще лучше отрежь электросеть от своего дома, да покажи нам реальный пример экологически чистого хозяйства. Есть ветер – ты дома музыку слушаешь, ТВ смотришь… Нет ветра – жгёшь лучину и топишь дровяную печь. Или просто одеваешься потеплее.

  34. Andrei_J, 22.03.2011 в 11:45.

    Rob,
    А в Китае много китайцев. :) Кто сказал, что алюминий ничем не заменят? Это начало трендов. Поэтому дорого стоит лишь само оборудование. Но и компьютеры стоили десятки тысяч долларов когда-то.

    Тепло земли есть всегда. И прорыв в остальном будет как только научатся накапливать энергию с высокой степенью плотности. Панасоник уже близок, смотри – http://www.ruformator.ru/news/article05FF9/default.asp

  35. Rob, 22.03.2011 в 11:54.

    Andrei_J
    Ну удачи тебе в выстраивании торговой стратегии на 2011 (!) год, исходя из приведенных тезисов :))))

  36. Andrei_J, 22.03.2011 в 11:58.

    А ты живёшь одним годом и дальше не заглядываешь? Владимир Владимирович, перелогинтесь.

  37. Rob, 22.03.2011 в 12:05.

    Andrei_J
    Мы тут вроде определенную статью обсуждаем. См. заголовок. Чё там будет потом – мы это увидим потом. За это время я 500 раз куплю и продам – чего толку об этом тереть? А в долгосрочной перспективе все умрут.

  38. Алексей, 22.03.2011 в 12:08.

    Дмитрий вы молодец!

    Все разложили по полочкам.

    Только две поправки текущий уровень потребления 87 млн. бар. в сутки.

    По моим собственным оценкам при текущем росте потребления в 2-5% в год реально запасов нефти хватить на 35 лет.

    Вы еще не указали то, что ряд нефтяных компаний в 2000-х были пойманы на манипуляциях с объемом запасов. Так что далеко не факт что запасы которые отображает Саудовская Аравия в Гаваре реально там есть и могут быть добыты.

  39. Andrei_J, 22.03.2011 в 12:26.

    Rob,
    Смотрю заголовок. И что там по поводу одного года? Мы что-то разное обсуждаем, похоже.

  40. Доктор, 22.03.2011 в 12:34.

    Роб, не так, 5 квт ветряк питает ТЭН в системе отопления, когда есть ветер – тепло в батареях, внизу стоит котел газовый и тоже греет, когда нет ветра. Короче, экономия всегда, когда есть ветер. А 5 квт – это мелкий ветряк )))
    Если дальше погонят цены на газ и электричество – это станет не смешно, эта игрушка станет вполне теоретически рентабельной..

  41. Доктор, 22.03.2011 в 12:36.

    а про эффективность, куда ходить – знакомые топят дом электричеством – 25 тыр в месяц, я – газом – 5 тыр в месяц. Пока газ в 5 раз дешевле, нафига городить электроутопию?

  42. Rob, 22.03.2011 в 12:40.

    Доктор
    С ветряком 2 вещи надо узнать – минимальную силу ветра, при которой он способен работать, и кол-во дней в году, когда по статистике такая сила ветра достигалась. И из этого исходи. В теории всё гладко. На практике он может окупаться как 3 года, так и 30 лет.

  43. Доктор, 22.03.2011 в 12:49.

    Роб )) а как это узнать?

  44. Rob, 22.03.2011 в 12:53.

    Первое – у изготовителя или у продавца ветряка.
    Второе – у метеорологов (в интернете или напрямую на ближайшую метеостанцию обратиться).

  45. d_wild, 22.03.2011 в 15:15.

    Я один раз в жизни сталкивался в ветряком) вышел проигравшим. Хотели поставить недалеко от Оленегорска пару штучек (по-моему по 3 мегаватта), роза ветров уж больно хорошей казалась. Так вот после всех расчетов с/с киловатта получилась 50 коп! Это при том, что рядом Колэнерго (АЭС) на 11 год продает по 19 коп. (на тот момент было что-то около 10 коп. за кВт). Отсюда вопрос – нафига?
    Там еще потери надо считать от смены направления – т.е. одно дело, когда ветер примерно в одну сторону дует, скажем от моря, и совсем другое, когда направление постоянно меняется, возникают потери эффективности ветряка и ломается экономика.
    Вывод – а бы где на даче не поставишь.

  46. d_wild, 22.03.2011 в 15:21.

    Коммент на модерации.

    Дополнение: два года назад продал свою квартиру в обычном панельном доме. Не так давно проезжал мимо, смотрю – новые хозяева ремонт закончили, поменяли окна и пр., вовсю живут и… ветряк из стены торчит рядом с окном кухонным)) небольшой такой, вертится себе озорно. Все бью себя в грудь зайти и распросить про ентого демона – зря что ли оны дыру в несущей стене долбали, явно не баловство какое!

  47. Доктор, 22.03.2011 в 17:23.

    Роб – это, если буду электростанцию городить )))

    вайлд – ветряк с размахом в пару метров лопастей? ))) иначе – баловство )))

  48. d_wild, 22.03.2011 в 18:03.

    Доктор,
    мой основной коммент еще модерируется, там вся соль)

  49. Rob, 22.03.2011 в 18:06.

    Ну вот например диаграмма мощности ветрогенератора номиналом 5кВт
    http://www.vetrogenerator.ru/index.14.jpg

    Мы видим, что при ветре 3-6 м/с (а это, как я понимаю, обычный ветер московского региона) данный тип будет выдавать 300-1500 кВт всего лишь! А номинальная мощность достигается только при 10 м/с. Ну и как думаешь, Доктор?

  50. Доктор, 22.03.2011 в 18:16.

    Роб, думаю, надо ставить ветряк на 15 квт ))))))) о получать с него 5 )))

  51. Rob, 22.03.2011 в 18:28.

    Вот видишь! А это уже совсем другие вложения на покупку и установку, включая сопутствующие системы, другие затраты на обслуживание, другие габариты в конце концов.
    А получать ты с него планируешь 1/3 от номинальной мощности, да и эту треть – неполный год. И того коэффициент использования установленной мощности у тебя составит процентов 15-20. А на современной тепловой станции – 90%. На западной атомной – около 96.

  52. Доктор, 22.03.2011 в 19:40.

    Роб )) зато я буду сам себе электростанция, а подведение дополнительной мощности от сетей и особенно ее выделение – вещь очень дорогая, если вообще есть техвозможность. В старых квартирах 3 квт, в новых – 15квт и выше. Попробуй изменить. Много радости от того, что где-то коэфициент использования 90%, если эту мощность получить нельзя? )))

  53. Rob, 22.03.2011 в 20:28.

    Доктор
    Ну тут я еще раз повторю: гладко было на бумаге, да забыли про овраги :)
    Покупая ветряк себе в дом, ты либо преследуешь экономические мотивы, либо это просто “меня прикалывает”. В первом случае экономику надо считать и убеждаться, что проект окупается в приемлемые сроки. Во втором случае не трать время – покупай себе игрушку киловатт на 10-12 и радуйся (пока соседи жалобы не начнут строчить, что ты им вид из окна портишь, шумом мешаешь или еще чё-нить такое).

  54. d_wild, 22.03.2011 в 20:30.

    С 3 часов дня коммент на модерации, я балдю!
    Aдмин, требуется твое божественное вмешательство)

  55. Rob, 22.03.2011 в 20:34.

    Чисто из любопытства глянул 15 кВт машины.
    При ветре меньше 2,5 м/с он вообще ничего не производит (вопрос к метеорологам, сколько часов/дней в году в среднем у вас в местности такой ветер). Номинал достигается при скоростях 8-12 м/с (в зависимости от производителя). А стоит как приличный автомобиль.

    А, ну и диаметр лопастей у него 7 метров и более!!! Мачта от 16 метров высотой. Это ж куда такую дуру? :) Прикинь у себя на участке в уголке крутит крыльями хреновина высотой с 7-этажный дом. Масштабно, чё сказать…. :)))))

  56. Доктор, 23.03.2011 в 09:10.

    Роб )))))) ты прав, мачта в 16 метров вызовет вопросы ))) это 5-ти этажный дом. Но это будут меньшие вопросы – чем вентилятор из стены многоэтажки ))))) в примере вайлда ))))
    экономической эффективности пока никакой не видится. Но! если перевести освещение на светодиоды, то вполне можно влезть в 2-3квт мощности потребляемой, а там и аккумуляторы подоспеют. А самое главное – если покупать электромобиль – ему нужно для зарядки 6квт линия мин. , у меня у всего дома 6 квт ))) ну куда тут без ветряка?

  57. Доктор, 23.03.2011 в 09:24.

    «В 2018 году поезда будут летать на проводах от солнца. Добыча нефти прекратится, Земля будет отдыхать» (1960 год).” Ванга

    )))))))))

  58. Rob, 23.03.2011 в 10:06.

    Доктор
    Вентилятор в примере d_wild – это скорее всего какая-нить домашняя метеостанция или чё-то такое. Ветрогенераторы на стену лепить никто не будет. Он же должен крутиться, ориентироваться по направлению ветра. А на стене какое направление? :)

    Чё можно было бы в твоем случае сделать – это:
    1. Узнать, где ближайшая метеостанция в вашем районе и потрещать там с профессионалами о силе и особенностях ветра.
    2. Если профи скажут, что ветра достаточно, то узнать у них же, где его лучше ловить (например, на холме, у реки и т.п.)
    3. Скинуться с друзьями-соседями и влепить несколько генераторов и запитать ваши дома совместно.

  59. d_wild, 23.03.2011 в 11:10.

    Rob,
    вполне может и станция, только я бы ради такой фуфлыги фасадную стену долбить бы не стал, как ни крути, а там сантиметров 30-40 армированного бетона. Буду мимо проезжать, сфоткаю, потом совместно расшифруем)

    А по поводу ветряков, если еще и удаленно где-то ставить, тут возникают допрасходы на защиту от дурака и/или вандала. Народ у нас дикий, местами полоумный. Вот у меня в дачном поселке бабуля есть, которая каждое лето по традиции всему люду жалуется, будто я у ней клубнику с грядок по ночам ворую, причем в белой простыне! Не представляю, что там больной организм себе придумает, завидев ветряк, горделиво разрезающий воздух где-нить на холме… подожжет или кабель сгрызет нафиг!

  60. вх, 23.03.2011 в 13:17.

    Позвольте и мне вставить свою запятую в ваши рассуждения о ветряках. Смотрел недавно науч-поп фильм, там сказали, что даже лучшие ветряки очень шумные, рядом с ними жить нельзя. Т.е. можно, но недолго:)) Типа китайской пытки: капелька маленькая, а через месяц -дурдом.
    А по поводу, “что там больной организм себе придумает” – читай классику, Дон Кихотов у нас ещё много:))

  61. вх, 23.03.2011 в 13:21.

    Да, Админ, поправочка к таблице. Цель по IRAO, мне кажется, немного завышена:))


Комментировать:

Аватары раздает компьютер автоматически. Администратор сайта не имеет технической возможности поменять ваш аватар. Самостоятельно установить себе индивидуальный Gravatar (Глобально Распознаваемый Аватар) вы можете через сервис Gravatar.com
В дискуссиях запрещены темы: политика, религия и расизм.
В комментариях не приняты оскорбления и ненормативная лексика.