• Пессимистичным рыночным ожиданиям не суждено было реализоваться. Российский рынок акций резко вырос в последние три дня.
• За причинами то же далеко ходить не надо. Коэффициент корреляции нефтяных котировок и индекса РТС за последний год составил 0.83915. Очень высокий показатель. При этом, очевидно, что именно нефтяные котировки на мировом рынке определяют динамику российского рынка акций, а не наоборот :)
• Цены на нефть резко пошли вверх в среду, и уверенно пробили важный технический уровень сопротивления по МА200 сегодня, что и спровоцировало взрывной рост российского фондового рынка. Казалось бы все очевидно – Рост!
• Однако. Все гораздо серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. Рост котировок связан с фундаментальными причинами. Мировая добыча нефти резко упала в июне-июле 2010 года, и по предварительным данным продолжает падать и сейчас. Подтверждается один из самых пессимистических сценариев. Пройден пресловутый второй пик Хабберта. Начинается мировой энергетический кризис.
• За краткосрочной эйфорией, фондовые рынки могут погрузиться на годы (дай бог не на десятилетия) в нисходящий тренд и стагнацию, так же как и вся мировая экономика. И будет это продолжаться до тех пор, пока альтернативная энергетика не станет повседневной реальностью. Пока ветер, солнце и вода не заменят в качестве энергоресурса нефть, газ и уголь.

Корреляция нефтяных котировок и индекса РТС.
Динамика мировой добычи нефти.
Динамика нефтяных котировок.
Индексы РТС и ММВБ. Технический анализ.

Технический анализ подготовлен в системе XTick Professional.

© Plan.ru. Дневник Биржевого Трейдера.


Комментариев: 46
на “На пороге мирового энергетического кризиса.”

Подписка на комментарии к этому посту по Atom/RSS.

  1. Valiant, 2.10.2010 в 00:13.

    Мда… я сильно удивлён, мягко говоря.
    Такой стиль изложения не часто встретишь в экономических обзорах. Похоже на завязку романа или начало фильма-катастрофы (вступление диктора, пока идут начальные кадры).

  2. Valiant, 2.10.2010 в 00:22.

    И мне кажеться, что временной диапазон на графиках стоит расширить до 2006-2007 годов, и уже с их учётом рисовать уровни коррекции Фибоначчи. Тогда всё более интересно становиться. Особенно, если на старые max-min уровни накладывать новые.
    Хотя я не вижу особого смысла в какой-либо привязке фундаментальной оценки к индексам. Ведь индекс – это совокупность цен на акции многих компаний и за прошедшее время его структура и, следовательно, подходы к оценке, менялись.

  3. karpov-vn, 2.10.2010 в 04:43.

    >Пока ветер, солнце и вода не заменят в качестве энергоресурса нефть, газ и уголь.
    А вулканы ?

  4. DP, 2.10.2010 в 07:04.

    Valiant, вот и посмотри, насколько мы упадем! Уж давно смотрю на полную картинку)) Потому и в шорт чаще чем в лонг)) Админу спасибо. За “..долгую, годами продолжающуюся стагнацию…” Прям обрадовал))

  5. Hokum, 2.10.2010 в 08:04.

    “Сценариев вымирания человечества из-за ограниченности или дороговизны природных ресурсов в истории было немало. В Британии считали, что конец света наступит в XVI веке, когда истощатся лесные запасы. В XIX веке мир сильно переживал из-за предсказаний о том, что человечество погрузится во тьму, поскольку китовый жир – основное средство для светильников – уже на исходе. А что касается нефти, то первая паника и прогнозы об апокалипсисе раздались аж в 70-х годах XIX века: большинство тогда были убеждены, что запасы нефти на Земле истощились окончательно. ”
    ЗАО “Независимое нефтяное обозрение “СКВАЖИНА” (С) 1999 Все права защищены

  6. Хаген, 2.10.2010 в 08:07.

    американская пропаганда. самолетам вечный двигатель из энергии ветра, полярникам солнечные батареи на крышах домов.

    Дмитрий Львович, пообщайтесь с нефтяниками. Контракты на разработку обновляются через некоторое время – пока выработка не закончена к другому месторождению не приступят – в новых местах инфраструктуру строить, транспортировку налаживать, могут даже железную дорогу построить. все с нефтью нормально. н о р м а л ь н о.

    29 сентября наибольший объем продукции был реализован на бирже “СПбМТСБ” – 28,44 тыс. т (все сделки были совершены по нефтепродуктам) на сумму 549,87 млн. руб., на бирже “МБНК” было продано 6,02 тыс. т (3,62 тыс. т продукции нефтехимии, 1,8 тыс. т нефтепродуктов и 600 т масел) на сумму 61,38 млн. руб. Внутри страны работает точно.

    А то если писать одно и тоже поверить конечно можно во что угодно. Я вот вчера прочитал, что в Иране открывают 4 отделения американских банков.

  7. Administrator, 2.10.2010 в 09:31.

    Хаген!
    А кто у нас здесь нефтяник? – рад буду пообщаться. Приглашаю отобедать или отужинать, заодно и расскажите как обстоят дела в отрасли. :)

  8. onegin, 2.10.2010 в 11:18.

    очень круто! есть над чем задуматься…

  9. onegin, 2.10.2010 в 12:44.

    мировой энергетический кризис…в каком-то периоде это может быть и выгодно России, только вот я сомневаюсь, что этой выгодой смогут распорядится правильно….

  10. Sukhov, 2.10.2010 в 13:02.

    Терзают меня смутные сомнения насчет того, что пик добычи приходится как раз таки на кризисные времена :) Вот если бы индексы росли, а график добычи снижался, тогда бы да согласился…

  11. d_wild, 2.10.2010 в 13:05.

    В коллекцию – Бен Шалом Бернанке: http://s003.radikal.ru/i202/1010/79/d69b05fd3847.jpg

    Не в тему, но зато в высший топик. Извиняйте!

  12. Хаген, 2.10.2010 в 13:50.

    Хайнс Норман – геология разведка бурение и добыча нефти. издательство Олимп бизнес. лучше брать второе издание там есть глава с вычислениями запасов нефти. вполне читабельна для не специалистов. рекомендую

  13. Доктор, 2.10.2010 в 13:51.

    А_д_м_и_н – 5 баллов, про большую мину под весь ФР в ближайшей перспективе – полностью поддерживаю!

  14. pilot, 2.10.2010 в 15:12.

    Непонятны комментарии про заложенную бомбу под ФР, тем более в обозримой перспективе в свете надвигающегося кризиса. Ну, какбы вставать в шорт по нефтянке при таком раскладе неуютно. Кривые спроса, предложения и цены в таком случае не в пользу шорта. Другое дело, что бомба под ФР в ближайшей перспективе может имеет место быть, но она совсем не связана с прохождением пика Хабберта. имхо.

  15. Rob, 2.10.2010 в 15:22.

    Очень уважаю труд Админа, но на мой взгляд, комментируя данные графики, он перепутал причину и следствие. По-моему, не скоро всем капец, поскольку “смотрите как добыча нефти упала”, а вовсе даже наоборот: добыча нефти упала в ответ на упавший спрос. Я не располагаю статистикой, но помню в новостях года 2 назад было множество корпоративных объявлений о приостановке работ на том или ином месторождении в связи с падением цен и спроса. И я не вижу оснований считать, что в обратной ситуации улучшения спроса и роста цен данные месторождения не будут расконсервированы. Более того, в те же времена 2008 года было неплохое аналитическое эссе на тему “почему цены на нефть растут кратно, а экономики развитых стран с этим нормально справляются”. Там рассматривался феномен адаптации развитых экономик к стабильно повышающейся динамике цен на энергоносители.

  16. Andrei_J, 2.10.2010 в 17:52.

    Хаген,
    Если бы с нефтью было хорошо, то не полезли бы осваивать глубоководное бурение в мексиканском заливе и не устроили бы той катастрофы.

  17. Andrei_J, 2.10.2010 в 17:56.

    Сходил на фильм Wall Street. Про то, как банкиры кидают друг друга и про то, что кроме денег есть и другие ценности. :)

  18. Хаген, 2.10.2010 в 18:53.

    Андрей. это другая история. это залив граничущий с Мексикойи Кубой. представьте себе коктейль на территории трех стран.Кто первый изпьет коктейль тот и хозяин коктейля. То есть Америка своровала нефть у соседей

  19. Lenny, 2.10.2010 в 22:15.

    Давно ли энергетический кризис и рост цен на нефть стал злом для России? Давно ли нам нужно связывать свои надежды с внедрением альтернативной энергетики? Что будем экспортировать? Продукцию Чубайса? И хотелось бы какие-то ссылки на вывод об энергетическом кризисе в ближайшее время кроме Википедии.

  20. Хаген, 2.10.2010 в 23:32.

    вот, Роб правильный дал комментарий.

    И по поводу инвестиций в альтернативную энергетику в России пока говорить рано. Электрокары не могут ездить по нашим дорогам, ветреные генераторы городам в ближайшее время не нужны, а деревня позволить себе такое не может. потому как умирает. Ну, разве что атомная энергетика, гидро.

    Инвестировать нужно в реальность. потому что она похожа на иллюзию. Куда нефть туда и мы без ликвидности. это очень плохо. этим может кто-нибудь управлять.

  21. Hokum, 3.10.2010 в 06:24.

    to Admin
    >А кто у нас здесь нефтяник? – рад буду пообщаться.
    если другого собеседника не найдется, то рекомендую в собеседники Чердабаева
    http://www.ozon.ru/context/detail/id/5257897/

  22. VvKG, 3.10.2010 в 11:53.

    может всё оно и так , но как это согласуется с вот этим “В России установлен новый рекорд добычи нефти” (правда взял с брехаловки http://news.mail.ru/politics/4530675/), а мы вроде бы и не на последнем месте по добыче…

  23. Ded Pikhto, 3.10.2010 в 14:54.

    2Andrei_J “и про то, что кроме денег есть и другие ценности.”…. другие ценности безусловно существуют (катрины , бриллианты ….дружба ,любовь…)при одном очень ВАЖНОМ условии – наличии денег ))) как говорит мой мудрый друг : были бы деньги , а НГ можно справить и в июле )))

  24. мародер, 3.10.2010 в 15:00.

    Россия поставила рекорд по добыче нефти
    12:46 / 03.10.2010

    http://www.dni.ru/economy/2010/10/3/200045.html

    Российская нефтяная промышленность добыла в минувшем сентябре наибольшее количество нефти с момента распада СССР.

    Согласно официальным статистическим данным, суточное производство нефти в России достигло 10,16 миллиона баррелей или на 1% больше, нежели чем предыдущий рекорд. Он был установлен в июне 2010 года и составлял 10,15 миллиона баррелей.

    Увеличение добычи нефти было обеспечено в сентябре в первую очередь за счет ввода компанией “Роснефть” новых мощностей на Ванкорском месторождении в Сибири, передает ИТАР-ТАСС.

    Отметим, что некоторое время назад Россия стала одним из лидеров среди поставщиков “черного золота” в Соединенные Штаты.
    Это произошло после того, как был запущен нефтепровод “Восточная Сибирь – Тихий океан” (ВСТО), по которому углеводороды отправляются на Дальний Восток, а затем на танкерах – в США.

    Напомним, что первая очередь ВСТО была запущена 28 декабря минувшего года. Нефть, которая проходит через нефтепровод, предназначена для российского Дальнего Востока, а также для рынков Азиатско-Тихоокеанского региона.

    При этом основными поставщиками сырья для ВСТО являются Томская область и Ханты-Мансийский округ. В скором времени к ним могут прибавиться также месторождения Иркутской области и Республики Саха.

  25. мародер, 3.10.2010 в 15:01.

    Россия поставила рекорд по добыче нефти
    12:46 / 03.10.2010
    dni.ru/economy/2010/10/3/200045.html

  26. мародер, 3.10.2010 в 15:02.

    Россия поставила рекорд по добыче нефти

  27. мародёр, 3.10.2010 в 15:05.

    Россия поставила рекорд по добыче нефти
    http://www.dni.ru/economy/2010/10/3/200045.html

  28. Ded Pikhto, 3.10.2010 в 15:49.

    А вот мое вью по теме ! Со всех сторон выкачивают из Земли нефть(кровь ее)….. придет час Х и будет глобальное схлапывание пузыря по имени Земля … и ничего не будет – ни денег , ни других ценностей…. Это конечно из области фантастики , но то что 100 лет назад казалось фантастикой – сегодня реальность !!!

  29. Дмитрий, 3.10.2010 в 19:17.

    Последнее что слышал от нефтяников это то, что общемировых запасов хватит еще минимум на 50 лет. Дешевые в разработке месторождения действительно заканчиваются, но это говорит только о том, что цена будет расти. А за 50 лет думаю технологии позволят пользоваться “альтернативой”.
    Добыча это действительно не показатель и она сейчас больше зависит от спроса, чем от фактических возможностей нефтяных компаний.

  30. Andrei_J, 3.10.2010 в 21:31.

    мародёр,
    А кто сказал, что речь идёт про пик добычи в России? Мировой пик добычи – запасы России далеко не на первом месте.

  31. DP, 3.10.2010 в 22:05.

    У меня тут это.. )) День рождения скоро.. Может уроните рынок до 1250.. (больше пока не надо!)

  32. savan, 3.10.2010 в 23:35.

    Дима, привет.

    продолжая твою логику про истощение запасов – но нам то это только на пользу – так как цена на нефть вряд ли упадет, а скорее будет расти. причем может и кризисно к 300 выстрелить (че правда с экономикой штатов/европы будет – лучше не думать:). мы в краткосрочной перспективе (3-5 лет) будем тогда в золоте купаться. не важно соотношение валют/стоимости нефти – важно что если она будет дефицитная – то у нас будет получаться оттягивать на себя хорошую часть добавленной стоимости.

    но ведь добыча может падать и потому что спрос меньше – в штатах запасы на максимумах, постоянно пишут о том что у них уже физически некуда заливать + балтик драй который упал сильно по танкерным судам (в подтверждение т.к. если меньше добывают – меньше и перевозят) – тогда цена должна вниз пойти – вот тут то к нам пушной зверек и прибежит улыбаясь…

  33. savan, 4.10.2010 в 01:12.

    …и еще – а откуда данные?
    например: “по оценкам международного энергетического агентства (МЭА) в сентябре 2007 года в мире добывалось 85,1 млн барр. нефти в день”. А у тебя на графике в это время около 70.

    исходя из приведенного тобой графика – падение процентов на 15. учитывая что это физические показатели – это жесть мягко говоря ))

  34. леденец, 4.10.2010 в 08:50.

    всё это шляпа, просто ребятам надо грузануть нефть подороже, вот и всё. если верить всем предсказаниям то давно бы все сдохли))) и ваще с чего вы взяли что шорт то на рынке??? щас всё е..нёт наверх. вот увидите. на это неделе 1600 закроем.

  35. Administrator, 4.10.2010 в 11:08.

    1) Объемы добычи по даным Евростат от сюда: http://www.jodidb.org/WDS/TableViewer/tableView.aspx?ReportId=2409

    2) В чем действительно вопрос открыт, так это в причинах снижения добычи. Что первично – либо упала добыча,либо упал спрос?

  36. Vermont, 4.10.2010 в 11:56.

    Хм, странная логика у некоторых: нефти будет дефицит, а мы в этом заваруйчике будем в золоте купаЦЦо…ага, щазз, особенно зимой…что-то мне кажется, что тогда амерам явно несладко придётся, да и Европе тоже (еще хуже, имхо), эквивалента “меры всего” не станет в той степени, в которой он есть сейчас, ну не рубль же или юань. Про-во кое-где остановится за рубежом, ну а нам эти цены кроме повышения тарифов и обнищания, а кое-где и замерзания городов (увы, не дай Бог!) всё равно ничего не дадут, ибо нет монаршей воли…

  37. savan, 4.10.2010 в 12:01.

    ту Вермонт – фишка в том что при снижении общемировой добычи – у нас она растет. отсюда и золото.

    если у тебя есть что-то чего нет и других и оно другим очень надо то у тебя можно только купить задорого если не дурак или отобрать силой.

    никаких замерзших городов и обнищания – выборы же скоро

  38. savan, 4.10.2010 в 12:15.

    Дима, я просмотрел отчет по странам – там полно стран (казахстан, перу гватемала куба колумбия и т.п.) добыча которых не очень большая, но данных по ним нет за последние 1-6 месяцев (стоят нули) возможно что это падение на бумаге (я поверить не могу в 15% снижение добычи – об этом бы кричали на каждом углу).
    там за июль даже бразилии данных нет (а она примерно 3% общемировой добывает).

  39. savan, 4.10.2010 в 12:27.

    приведу данные:
    буду брать примерно последнюю известную добычу страны данных которой нет в посл. 2-3 мес.
    алжир – 1194
    колумбия – 766
    куба – 58
    гватемала – 12
    казахстан – 1349
    перу – 154
    тунис – 81
    йемен – 281
    итого: 3895 (6,5% от 60 млн бар.)

    далее: добавим страны по которым нет данных за последний месяц отчетности – июль:
    бразилия – 2058
    боливия – 45
    бруней – 153
    кувейт – 2320 (там че нефть кончилась? :))
    оман – 843 (и там тоже? )
    тринидад – 147
    итого по посл мес: 5566 (9,3% от 60 млн)

    получается что данных просто не хватает. или я ошибся где-то?

  40. Administrator, 4.10.2010 в 12:38.

    savan,
    Хм… вероятно именно эта таблица со статитикой по добыче не полная. И -15% это действительно, многовато.
    Посмотрите, здесь есть много графиков и ссылок на статистику по добыче: http://en.wikipedia.org/wiki/Peak_oil

  41. savan, 4.10.2010 в 12:44.

    я английский не очень. про пик добычи читал много, сам его боюсь ) но вопрос именно в том что данных-то о таком обвале нет – ну гдето че-то меньше, кто-то (типа нас) наоборот нарастил добычу.

    по ссылке много графиков о прогнозах добычи от 2004 года (в 2004 году кажется был пик популярности пика добычи :) – они на текущий момент не совсем верны.

    данные по запасам – это от лукавого так как под запасы дают кредиты (дальше фокусы понятны). верить действительно можно только данным по добыче.

  42. Moga, 4.10.2010 в 13:25.

    Про Нигерию не забывайте.
    Официально около 2,5 миллионов баррелей в день на экспорт, а неофициально еще около 1 миллиона.

  43. Antigen, 4.10.2010 в 17:51.

    Это все ерунда – в конце экономического цикла происходит улучшение технологий и, как следствие, уменьшение потребления энергоресурсов за счет оптимального потребления и использования последних. Поэтому столько нефти не нужно, как было раньше (см. добычу в 2000-2001 гг, 1980-1982 г., 1970-1972 гг.). Не будет энергетического кризиса – вместо потребления 800 гр. условного топлива на килограмм произведенного продукта сейчас тратится 700 гр. Вот и все. Супермегадержава, продающая нефть, нах.. не будет нужна

  44. savan, 4.10.2010 в 20:18.

    Antigen, полностью согласен, однако же с этой тенденцией конкурирует другая – экстенсивная – китайцы покупают автомобили. и покупают уже больше чем штаты в физическом выражении.

  45. СААБ, 4.10.2010 в 23:36.

    энергетический кризис- это как то слишком сильно. некоторое падение добычи вполне может быть следствием: а)того что все нефть забито и ее некуда складировать; б)Китай готовится к замедлению и сокращает закупки.
    в любой момент ОПЕК может поднять добычу. и это все на снижающемся спросе.
    потому имхо предстоящее падение рынков не будет связано с нефтью. скорее наоборот- ралли в нефти (причины котого скорее всего являются следствием падения грина и перекупленности золота) способно еще некоторое время поддержать фондовые рынки.
    матрасии соверешенно не светит проводит второй раунд денежной накачки, это убивает доллар и ослабляет спрос на трежери в перспективе. зато им жизненно необходимо выдавливать капиталы с финрынков в реальную экономику. вот после выборов этот процесс и может стать стимулом снижения. а дальше процесс может стать неуправляемым.

  46. Antigen, 5.10.2010 в 05:37.

    Согласен полностью


Комментировать:

Аватары раздает компьютер автоматически. Администратор сайта не имеет технической возможности поменять ваш аватар. Самостоятельно установить себе индивидуальный Gravatar (Глобально Распознаваемый Аватар) вы можете через сервис Gravatar.com
В дискуссиях запрещены темы: политика, религия и расизм.
В комментариях не приняты оскорбления и ненормативная лексика.