Журнал “Коммерсантъ Деньги”, №18 (875), 05.05.2012

Уже лет 40-50 человечество мечтает, что роботы заменят людей, и страшится этого. Возможно, что вскоре это наконец случится. А масштабная роботизация выведет мировую экономику к новой модели развития.

Humanoid daytrader.

АЛЕКСАНДР ЗОТИН

Сильно упрощая, можно сказать, что исторически долгосрочный рост мировой экономики подчинялся трем комплексам идей, за которыми стояли соответствующие группы инвесторов, в той или иной степени являющихся их адептами.

Рост либеральный. Для последователей Рикардо, с его законом сравнительных преимуществ тех или иных регионов и стран, основными являются инвестиции, направленные на оптимальное распределение капитала и производства. Что хорошо работает и приносит прибыль в одной точке земного шара, может так же или даже лучше работать в другой точке мира. США, Европа, почему не Япония, не Китай? Основные инвестиционные решения рикардианцев — ставка на аутсорсинг и вложения в развивающиеся рынки. Для реализации либерального роста нужны минимальные торговые барьеры и свобода перемещения капитала.

Мальтузианский рост. Для последователей Мальтуса основным драйвером инвестиций является конечность природных ресурсов. Особенно это заметно на фоне роста населения, благосостояния и потребления во всем мире. Цены на сырье, с их точки зрения, обречены на рост из-за того, что на такое количество китайцев и индийцев не хватит нефти, пшеницы, меди, золота, серебра, железной руды… Инвестиционные решения мальтузианцев просты — покупка сырья.

Технологический рост. Сторонники Шумпетера, как правило, находятся в оппозиции к инвесторам-мальтузианцам и в долгосрочной перспективе оказываются правы. Каменный век, как известно, закончился не оттого, что кончились камни, просто на смену одной технологии пришла другая. Веря в принцип творческого разрушения старых технологий, подстегиваемых капиталистической конкуренцией, адепты шумпетерианского роста экономики инвестируют капитал в высокотехнологичные компании, в трансформацию самой структуры экономики. Разумеется, это сочетается с высокими рисками.

Понятно, что в чистом виде эти типы встречаются редко. Тем не менее, можно отметить, что в достаточно длинные периоды в мировой экономике доминировали вполне определенные идеи роста.

Robots on plants.

Приблизительно с 2000 года по настоящий момент рынки переживали двойной либерально-мальтузианский бум. Экономическая глобализация, позволившая раскрыться рикардианским сравнительным преимуществам новых лидеров мирового роста, состоялась во многом из-за благоприятного стечения нескольких факторов.

Во-первых, усилиями ВТО были сглажены многочисленные торговые конфликты. Устранение барьеров способствовало невиданной ранее интенсификации трансграничных потоков товаров и капитала. Во-вторых, предшествовавшая рикардианскому буму шумпетерианская технологическая компьютерная и интернет-революция 1990-2000 годов привела к информационной прозрачности, необходимой для выстраивания сверхсложных логистических цепочек международной системы производства и торговли. “Плоский” мир экономики означает, что дистанция между сырьем, производством, товарами и их конечными потребителями не столь существенна. Важны не географические, а чисто экономические факторы: относительная стоимость рабочей силы и курсы валют.

Лидером рикардианского роста стал, конечно, Китай. Китай буквально ворвался на мировой рынок, за десять лет сумев из второразрядной торговой державы стать крупнейшей страной-экспортером и второй экономикой мира. Во многом китайская экономика повторяет сейчас путь, по которому ранее развивалась Япония. Однако масштабы этих процессов разные — население Китая больше населения Японии в 10 раз, и если рост Японии не оказывал существенного давления на рынки сырья, то подъем Поднебесной — еще как. Ресурсный аппетит Китая задал вторую основу роста последнего десятилетия — мальтузианскую. Мир вновь стал опасаться дефицита ресурсов, и инвесторы заигрались на этой идее, загоняя цены на сырье все выше.

Однако любой рост имеет свой конец — каждый первоначально недооцененный рынок или актив при насыщении капиталом теряет свою привлекательность. Отдача от инвестиций становится все меньше, дисбалансы в сравнительных преимуществах постепенно выравниваются. Побочным эффектом этого процесса становится то, что на рынках надуваются пузыри.

Когда закончится нынешний рикардианско-мальтузианский рост? Последние 50 лет циклы длились приблизительно по 10 лет: капитал шел в соответствующие классы активов до тех пор, пока там не случался перегрев. Исчерпала ли себя нынешняя волна роста? Вопрос сложный. Однако слишком бурный рост темпов кредитования в Китае в последние пять лет, пузырь на рынке недвижимости и переинвестирование избыточных производств — все эти факторы говорят, что нынешняя “китайская” волна если еще и не полностью выдохлась, то близка к этому. Вслед за возможным кризисом перегретой экономики Китая под удар пойдет и мальтузианская составляющая роста — в условиях кризиса Китай резко снизит свой спрос на сырье.

Роботы идут
 
Придет ли на смену затухающему “китайско-сырьевому” десятилетнему росту новая шумпетерианская волна, основанная на появлении новых технологий? Возможно. Но пока мы видим лишь зачатки нового технологического будущего. Причем, похоже, что его облик будет нам более привычен, чем мог бы быть.

В истории есть множество примеров того, как уже готовая технологическая инновация десятилетиями ждала своего часа, чтобы потом перевернуть экономику и кардинально изменить жизнь людей. Так, попытки использовать паровые двигатели Ньюкомена и Севери в промышленности пришлись на самое начало XVIII века, но широкомасштабного применения изобретению пришлось ждать почти сто лет. Одной технологии всегда мало — нужна целая экосистема сопутствующих факторов. Похоже, такая ждущая своего часа технология существует и сейчас, это робототехника.

Индустриальные роботы используются в промышленности на протяжении десятилетий, но их высокая цена и относительная негибкость в использовании ограничивали их применение лишь в некоторых высокоспециализированных секторах, в основном в автоиндустрии. Однако, в последние несколько лет сопутствующие технологические прорывы, прежде всего в области программного обеспечения, позволили создать новое поколение промышленных роботов, более гибких и способных адаптироваться к изменениям в производственном цикле.

Одновременно происходит еще один важный процесс: по мере освоения технологии идет ее удешевление, в некоторых случаях это делает осмысленной замену ручного труда на машинный даже в странах с дешевой рабочей силой вроде того же Китая. По мнению аналитика гонконгской GaveKal Ючан Ли, “мир стоит на пороге взрывного роста использования роботов, что в итоге приведет к трансформации всего промышленного сектора и реиндустриализации развитых экономик”.

Последние достижения в робототехнике, может статься,— аналог усовершенствования паровой машины Ньюкомена Джеймсом Уаттом в 1778, после чего, собственно, паровой двигатель трансформировал весь мир. Ограниченность применения в автоиндустрии уходит в прошлое. Новое поколение индустриальных роботов, оснащенных сверхчувствительными сенсорами и способных видеть и имеющих повышенную мобильность (и все это за счет нового программного обеспечения), находят все большее применение и в других отраслях, традиционно зарезервированных за ручным трудом.

Например, завод Philips в Драхтене, Нидерланды, специализируется на производстве электробритв. Гибкость в изменении параметров конечного продукта (60 разных моделей) требовала большой доли ручного труда в производстве — продуктовый спектр мог меняться чуть ли не каждый день. Однако новое поколение роботов с динамическим программным обеспечением вполне справляется с быстрой переориентацией производства с одной модели на другую без временных задержек и сбоев. Сейчас роботы уже способны к гибкости: перепрограммирование, сенсорные способности и большая мобильность позволяют реагировать на новые ситуации и выполнять нетипичные задачи, вторгаясь в столь “человеческие” области деятельности, как, например, хирургия.

Одновременно падает цена роботов, технология их производства становится все менее эксклюзивной. Средняя цена промышленных роботов в 2010-м на 23% ниже цены в 2000 (хотя, например, средняя цена компонентов автомобиля выросла с 2000-го на 15%). Добавим к этому рост зарплат в развивающихся странах и увидим, что привлекательность замены ручного труда роботами постоянно растет. Даже в Китае с его дешевой рабочей силой многие компании задумываются о роботизации производства.

К примеру, тайваньская Hon Hai Precision Industry (материнская компания одного из крупнейших работодателей Китая, компании Foxconn, производителя комплектующих для Apple и многих других технологических гигантов) недавно объявила о запуске нового проекта по производству роботов на Тайване с первоначальными инвестициями в $223 млн. При этом, Hon Hai/Foxconn собирается не только завалить мир дешевыми и высокотехнологичными роботами (согласно данным GaveKal, целью является производство 1 млн роботов в год уже к 2013-му — это при том, что нынешний мировой лидер данной индустрии, японская Fanuc, произвела в 2011 году 250 тыс. роботов, а другой крупный игрок, швейцарская ABB Robotics,— 190 тыс.), но и частично заменить рабочих на своих фабриках (сейчас это более миллиона человек) роботами.

Есть планы о вхождении на рынок робототехники и у всегда тонко чувствующей конъюнктуру южнокорейской Samsung. Новые горизонты привлекают не только гигантов вроде Hon Hai/Foxconn и Samsung, но и компании помельче (например, небольшой бостонский стартап Heartland привлек $32 млн инвестиций Amazon.com с целью создания технологии производства недорогих промышленных роботов).

Конечно, говорить о робототехнике как о возможном двигателе новой шумпетерианской технологической волны роста пока преждевременно, ведь сейчас мы видим лишь некие разрозненные тенденции. Однако проанализировать возможные последствия для мировой экономики широкомасштабной волны роботизации промышленности уже можно. Каковы же они?

Реиндустриализация развитых стран и новая волна миграции промышленного производства.

Необходимость поиска регионов с дешевой рабочей силой станет для производителей куда менее важной, чем сейчас. Приоритеты сместятся в сторону удобной логистики и стоимости сырьевых ресурсов/энергии. Еще одним важным фактором станет близость к непосредственным потребителям продукции. Базой для создания новых производств станут развитые страны с уже готовой логистической инфраструктурой и близостью к конечным потребителям. Ренессанс промышленного производства и “обратный аутсорсинг” просматриваются сейчас в тех же США, где такие гиганты, как GE и Boeing, уже ведут переговоры о переводе производств из Мексики и Китая обратно в Америку.

Сокращение рабочих мест. До сих пор в результате автоматизации производства уничтожались в основном рабочие места, требующие низкой квалификации. Сейчас же современные роботизированные линии производства дают в некоторых отраслях возможность ликвидации ручного труда на 90%. Послекризисная высокая безработица в развитых странах во многом носит структурный характер, и новый тренд на роботизацию только увеличит ее.

Развивающиеся рынки лишатся своего конкурентного преимущества — дешевой рабочей силы.

Новая волна роста “по Шумпетеру” может стать одновременно убийцей предыдущей “китайско-сырьевой” волны. Китай предоставлял иностранным инвесторам дешевый труд, взамен получая рост занятости, обучение рабочих и менеджеров, трансфер технологий и бизнес-практик, что в итоге позволяло ему постепенно переходить к производствам с более высокой добавленной стоимостью. В случае успеха масштабной роботизации мировой экономики, этой модели роста придет конец.

Экономика ждет нового роста, а инвесторы новых идей, и, возможно, это будут вполне себе старые идеи, но до поры до времени находившиеся в тени других — примерно как млекопитающие в эпоху динозавров. Гениальным идеям, как и видам, нужна экосистема, без нее они мало что могут. Что ж, будущее приходит неожиданно, человеческий гений отдыхал целое десятилетие, пора бы ему себя проявить!

Оригинал статьи: http://kommersant.ru/doc/1927087


Комментариев: 54
на “Роботорговля XXI века”

Подписка на комментарии к этому посту по Atom/RSS.

  1. Новенький, 5.05.2012 в 14:46.

    Высокая безработица, во все времена, приводила только к разрушению всего и вся (войны, революции,…), но никак не к созиданию. Если только эти самые роботы не станут созидать. В итоге, всегда появляющийся в такие смутные времена лозунг, что таких (безработных) легче пристрелить, чем прокормить приведет к очередной мировой заварухе…..

  2. Новенький, 5.05.2012 в 15:57.

    Роботам зарплата не нужна. Последних инвесторов истребят

  3. Гуслим Гуслия инвестор из Багдада, 5.05.2012 в 16:48.

    Лудди́ты (англ. luddites) — группа английских рабочих, протестовавших в начале 1800-х годов против изменений, которые повлекли промышленный переворот, и считавших, что их рабочим местам угрожает опасность. Часто протест выражался в разрушении машин и оборудования. Поклонниками луддизма являются СССР и РФ. СССР околел, РФ на очереди. Основной толчок к роботизации это человек, не может скотина работать в агрессивных средах (дохнет). Собственно и интернет был придуман для роботов.

  4. Rob, 5.05.2012 в 18:06.

    Гуслим Гуслия инвестор из Багдада, 5.05.2012 в 16:48

    БРАВО!!!!!

  5. Алена, 5.05.2012 в 21:53.

    Пару мыслей блондинки –
    вся эта роботизация упрется скоро в потолок.
    При Фукусиме никакие роботы не помогли,радиация не позволила.
    Летают в космос не на своих,начиненных современной электроникой,а на наших,почти советских.
    Не знаю,на чем там сейчас работают наши современные вооружения,но хочу знать,например,про транзистор,выдерживающий тот же температурный режим,что и лампа(почти дореволюционная) в условиях взрыва,например.
    Я к тому,что чем сложнее вся эта электроника,тем сильнее она зависит от температурного,электрического …и прочих режимов окружающей среды.
    А менять параметры этой среды человечество пока не может.

  6. Алена, 5.05.2012 в 22:06.

    Да,и еще.Вся эта роботизация,прогресс…назовите как хотите,привела лишь к одному – весь продукт стал более низкого качества.Одноразовый.Начиная от автомобилей,и заканчивая компами.Даже жесткие диски разучились делать.Какой -нибудь фен,или кофеварка,чем старее,тем надежнее.Может все это специально,не знаю.Извините,накипело.Я здесь движения вперед не вижу.

  7. Andrei_J, 5.05.2012 в 23:03.

    Всё вышеописанное в совокупности приведёт к изменению функции денег как долговых обязательств и, в перспективе, к их отмиранию за ненужностью.

  8. Rob, 5.05.2012 в 23:06.

    Алена, 5.05.2012 в 21:53.
    При Фукусиме никакие роботы не помогли,радиация не позволила.
    —–
    Создать экранированного робота в общем-то не так и сложно. Не аргумент ни разу. Понятно, что наш посконный русский кувалдометр в плане устойчивости к радиационному фону даст миллион очков вперед новейшему процессору от Интел. И чё? :)

    Это всегда и везде вопрос себестоимости и производительности затрат. Там, где дорога человеческая жизнь, применяют беспилотные бомбардировщики стоимостью десятки миллионов долларов. Ну а нам это непонятно, мы по-прежнему в случае чего десяток миллионов пехотинцев готовы положить. Пример сильно отвлеченный, но, надеюсь, понятный.

  9. Rob, 5.05.2012 в 23:08.

    Andrei_J
    Деньги – вовсе не долговые обязательства. Деньги – измеритель стоимости. Стоимости долговых обязательств в том числе, но и не только.
    Умрут деньги? Допустим. А как будет производиться обменный процесс в экономике? Как будет измеряться и вознаграждаться вклад человека в производство товара?

  10. вх, 5.05.2012 в 23:34.

    Алена, “Даже жесткие диски разучились делать.Какой -нибудь фен,или кофеварка,чем старее,тем надежнее.”
    Про фен не знаю, Вам виднее. Про электронику, думаю, Вы не правы. Не только производительность, её ресурсы (температурные и временнЫе) выросли многократно. Как старый электронщик скажу, что раньше на ремонт ЭВМ (устар., ныне комп) мы ездили бригадой, если отработает неделю – радость. Сейчас комп только собираю, вообще не ремонтирую, т.к. не ломается. Недавно поставил диск SSD (то же, что флэшка), уже полгода всё летает и совсем бесшумно. Гарантия 5(!) лет.

  11. Borm, 6.05.2012 в 00:23.

    Алена
    На Фукусиме, да и в Чернобыле, при ликвидации последствий аварии, работали и люди и роботы. Роботов в разведку как раз пускали.
    Вот вы, киборг, видевший Сталина, а про транзисторы и радиолампы пишите, что мол надёжные они были. Вообще то не были. Эти радиолампы и различные полупроводники продавались в сети магазинов “Радиотовары” или “Радиолюбитель”. Один такой на Шаболовке недалеко от моего дома был. Я там, давным-давно, покупал эти самые “надёжные” деталюшки, с определённой периодичностью, обусловленной как раз “надёжностью”.
    Что касается автомобилей, то тут опять же можно сравнивать новый автомобиль, сколько он проедет без ремонта и автомобиль в старые времена. Земля и небо в сравнении. В пользу новых автомобилей. И вам выхлопные газы чище, и расход меньше, а мощность больше, и ресурс увеличенный в несколько раз.
    Да, техника стала сложнее. Может вас как раз этот момент и беспокоит, что раньше, если сломается, то можно кулаком стукнуть или радиолампу заменить и всё снова заработает, а сейчас ломается гораздо реже, но если сломалось, то всё, на помойку? И то что машины раньше во дворе чинили, а сейчас только в автосервисе, с компьютерами разными, сложными…

  12. Strelez, 6.05.2012 в 01:14.

    Хорошая статья.
    Если это все быстро реализуется будет проблема с безработицей.
    Которая в условиях капитализма плохо решается. Типа обложить роботов налогом и платить пособие по безработице. )))

    Но не все так просто.

  13. Galimov13, 6.05.2012 в 09:25.

    в “аватаре” приведена в пример цивилизация намного выше нашей по уровню развития, но которая выбрала иной путь …

  14. Гуслим Гуслия инвестор из Багдада, 6.05.2012 в 10:17.

    Алена, 5.05.2012 в 21:53.
    Всё давным давно есть, просто нах ни кому не надо. 4 неконтролируемых ядерных взрывов за 70 лет, 3 Япония и 1 СССР. Люди дешевле стоят.

  15. Новенький, 6.05.2012 в 10:30.

    Гуслим Гуслия инвестор из Багдада: людей обязательно заменят роботами. Надо только одного – уполовинить кол-во населения:(

  16. вх, 6.05.2012 в 11:20.

    Новенький, слишком вольное допущение “уполовинить кол-во населения”. Почему не учетвертить? Вообще-то, хватит несколько гениев, остальные роботы:))
    Перспектива, однако…

  17. Алена, 6.05.2012 в 12:16.

    Borm,
    Те детали,что Вы покупали в магазине,в лучшем случае не прошли военной приемки.В худшем,выпускались как шир.потреб.По маркировке видно.На тех,что прошли до сих пор работают военные и МЧС.Уже и ЗиПа давно нет,а ремонтируют и работают(я о связи).Сама видела в местном МЧС технику чуть ли не времен войны.Как думаете,почему не переходят на ту же сотовую связь?
    На работе стоял ТВ передатчик”француз”.1950 г.выпуска.Без резерва(что обязательно).Больше 40 лет отработал без серьезного ремонта.Заменили на новые.Там,конечно,ремонт не нужен,заменяй блок,отправляй производителю.Только за такое качество вещания раньше и уволить могли.С цифрой проще,но платить за цифру никто не хочет(плавно перешли к выгодности ТВ).Деньги за рекламу получают телекомпании.А сигнал распространяет ГП,находящееся в федеральной собственности,и списке предприятий не подлежащих приватизации.Желающему иметь свой канал придется платить за распространение по расценкам,которые тебе продиктуют.Это если частоту получишь(свободных в метровом давно нет,а в других и стоимость рекламы другая).Не считая мелочей -стоимости оборудования,аренды вышки(свою не построить)…Многие пытались,не припомню ни одного прибыльного проекта.
    И все,что касается ширпотреба ,да возможностей больше,дизайн не сравнить.Но ломается чаще и ремонту не подлежит.Я теперь новые жесткие диски сканирую,на предмет битых секторов(от производителя).Что раньше в голову не приходило.

  18. Гуслим Гуслия инвестор из Багдада, 6.05.2012 в 13:04.

    Алена, 6.05.2012 в 12:16.
    У мене станки стояли 1905 года выпуска и чо ? Алён, помнишь башня в Останкино горела? Частот продали уеву кучу, а фидеры менять не хотели, а тут случай и вышел.

  19. Borm, 6.05.2012 в 13:27.

    Алена
    Это хорошо, что вся ваша бытовая техника была произведена оборонкой, с контролем качества. А всем остальным людям приходилось мучиться и терпеть сделанные пэтэушниками телевизоры, магнитофоны и прочую технику, запчасти для которых незалёживались на прилавках “Радиолюбителя”. Когда у меня появился кассетный плеер японской фирмы aiwa, как я радовался… вы себе представить не можете. Две батарейки!!! Вместо четырёх на нашем. И время работы было побольше, чем у нашего. Я мог себе позволить перемотку кассеты не карандашём, а плеером. Но самое главное, он не “жевал” кассеты.
    Что касается оборонки. Служил я в армии в войсках противокосмической обороны. Я когда в часть попал, мне было очень интересно посмотреть на объект. Я сам просился на ПХД на объект, чтобы всё увидеть. И вот я с ведром и шваброй захожу в вычислительный зал… чуть ведро не выронил. Было ощущение, что попал в какой-то фантастический фильм, только чёрно-белый, годов пятидесятых. Вычислительный зал (точнее один из залов) представлял собой помещение размером побольше футбольного поля. И на этом “футбольном поле” стояли такие шкафы, с лампочками, огромными катушками. Всё это крутилось, перемигивалось, тихо пикало. Шкафы стояли друг за другом, как домино. Пока я стоял с открытым ртом, ко мне подошёл офицер. Разговорились с ним, за жизнь (мне, кстати, потом благодарность прислали в роту, за хорошую работу). Он говорит: “А знаешь какая тут суммарная вычислительная мощность? Как у компьютера 386-го.”. Дело происходило в конце девяностых годов, в армию я пошёл достаточно поздно, и у меня уже дома стоял Pentium II. Прошли с этим офицером в другой зал, который оказался накопителем. Я смотрю, на полу моторы стоят, чуть меньше, чем как у лифтов. На валу у каждого мотора большая круглая аллюминиевая (может и из другого металла) чушка, длинной почти в метр. И рядом другой двигатель, поменьше, который ползунок двигает по этой чушке. В зале этих двигателей наверное штук сорок-пятьдесят было. Я застыл в недоумении. Офицер говорит “А этот зал, типа жёсткого диска”. Я говорю “Да ладно?! Наверное тут информации хронится сотни тысяч мегабайт? (слово гигабайт тогда не знали)”. А он отвечает “Да не. Тут суммарно всё что хранится влезет на дискетку трёхдюймовую”. Потом пошёл разговор про сбои. Весь объект был предназначен для отслеживания пусков ракет на территории вероятного противника (США). В теории (так как по нам, слава богу, никто не стрелял ракетами) после запуска ракеты производился расчёт траектории и, если ракета летит на нас, то выдавался сигнал тревоги и наши части ядерного сдерживания расчехляли свои ракеты и ждали команды “Пуск”. Я спросил “Неужели не было ложных срабатываний тревоги?”. На что получил ответ “Да, были. Но у нашего объекта, есть другие объекты, которые занимаются тем же чем и мы. Вся информация проверяется на других объектах”. Когда я служил в этой части, то объект уже разбирали, чтобы построить на его месте более современный. Все офицеры умели паять и знали радиодело очень хорошо, так как паять не смотря на ваши, Алёна, заверения качества оборонки, приходилось часто. Видел собственными глазами. Вся надёжность объекта обеспечивалась многократным дублированием схем. Сломалась схема, работает вторая. Сломалась вторая, заработала третья. А первую и вторую срочно ремонтируют. Даже сам объект дублируют. И только за счёт этого достигают надёжности всей системы. А не потому, что радиодетали для военных не ломались.

  20. dmulkin, 6.05.2012 в 14:43.

    суть проблемы не в том, что роботы качественные или не очень, было же сказано, что в автопромышленности вполне себе успешно работают, как и в судостроении да и много где еще. уже сейчас можно сделать робота для любых целей, как только это снановится выгоднее чем держать людей почти сразу происходит замена и таких областей действительно становится все больше и больше.
    однако рассказывается про какие-то чудеса с динамическим программным обеспечением, это пока фантастика. автоматизируется только строго определенный алгоритм, а всякие чрезвычайные ситуации это удел людей

  21. Galimov13, 6.05.2012 в 18:38.

    подростком страсть как хотелось на курево настрелять- стюардесса- родопи там…стал делать на продажу терморегуляторы для инкубаторов- протравливал сам печатные платы хлорным железом, монтировал схему на транзисторах…
    хорошо помню – отбирал, помню, только те из них, на которых стояло вп или звездочка маленькая . Применял мп42 или мп41… с корпусами была проблема , поэтому рассылал просто саму плату…за 12 руб почтой…

  22. вх, 6.05.2012 в 21:16.

    Ещё один пример военной компьютеризации. Конец 80-х, в лесу часть ПВО, в вычислительном зале стоит несколько машин в горячем режиме, т.е. работают параллельно. У меня сдох триггер, микросхема. С собой нет, надо ехать на базу. Офицер спрашивает: а что он делает? Я говорю, мол, переключатель на 8 положений, типа 8 рубильников. Он не думая: сейчас пришлю 8 солдат, пусть переключают. Теперь этот случай рассказываю, как анекдот.

  23. Rob, 6.05.2012 в 22:06.

    Алена, 6.05.2012 в 12:16.
    Те детали,что Вы покупали в магазине,в лучшем случае не прошли военной приемки.В худшем,выпускались как шир.потреб.По маркировке видно.На тех,что прошли до сих пор работают военные и МЧС.Уже и ЗиПа давно нет,а ремонтируют и работают(я о связи).Сама видела в местном МЧС технику чуть ли не времен войны.Как думаете,почему не переходят на ту же сотовую связь?
    —–
    Алена, ты, часом, не советский инженер или ученый-физик в прошлой жизни?
    Весь этот достаточно банальный ряд рассуждений разбивается об один простой вопрос: а армии НАТО тоже до сих пор сидят на элементной базе времен Второй мировой и ремонтируют свое оборудование на коленке? Нет? Как думаете, почему? :)

    Не хочу вешать ярлыки, но очень похоже на то, как нашу убогость в очередной раз пытаются представить “особенным русским путём”. Смысл?

  24. Алена, 6.05.2012 в 23:01.

    Rob,
    Я же писала.Инженер-связист.Военная кафедра,специальность-РЭБ.Ребят в армию обязательно,нас в запас.В гости(хотя и с трудностями)к ним ездили.Не знаю про НАТО,но убогости(в этой сфере)не видела.Потом работа строго по специальности.Практику в(теперь уже универе)приходилось проходить в довольно закрытых НПО.Не сразу заграницу выпустили.В одном видела карту мира,где красными флажками отмечались страны,покупатели продукции.Впечатляло.Особенный ли был этот путь,но были далеко не последними в мире.

  25. Rob, 6.05.2012 в 23:52.

    Алена, 6.05.2012 в 23:01
    Всё это очень хорошо, но ключевое слово – БЫЛО.

    Было 30 лет назад, и наши МиГ-29 и Су-31 были лучшими боевыми самолетами мира. Было время, и Т-34 раскатал насмерть немецкую боевую машину. Было время, и конница Буденого внушала страх. Но сейчас, слава богу, 21-й век уже заканчивается, и обстановка в мире, как технологическом, так и вообще, сильно поменялась. Ностальгия – прикольное чувство, но непрактичное ни разу.

  26. Rob, 7.05.2012 в 00:06.

    А если говорить по теме статьи, то мне кажется это всё похоже на тыканье пальцем в небо. Человек не может предвосхитить и предугадать, как сложится жизнь людей при новом технологическом укладе. Никто не мог предугадать нынешнюю жизнь с мощными мобильными терминалами в каждом кармане. 60 лет назад СЕО IBM сказал, что во всем мире он видит спрос на 2-3 персональных компьютера. 150 лет назад мэр Лондона выдал пророчество, что если город будет расти теми же темпами, то уже через 100 лет он покроется конским навозом по окна первых этажей. Покрылся? Вроде нет :) И таких примеров тысячи.

    Поэтому можно наверное говорить о бесспорных вещах, а спорные просто обозначать как точки неизвестности. Бесспорно, по-моему, дальнейшее повышение степени автоматизации производств и использования роботов. Но также бесспорно, что останется полно чисто человеческих рабочих мест. Бесспорно, что население Земли при нынешнем ресурсно-потребительском укладе уже превышает критический порог истощения планеты, и с этим что-то придется делать. В противном случае см. историю острова Пасхи. Бесспорно, что нынешний экономический уклад критически зависит от повышения уровня жизни беднейших слоев и вызванный этим рост потребления, что несет в себе с полдесятка фатальных побочных эффектов.

    Ну а как в итоге все разложится, и как будут жить люди в 2100 году, мы ни фига об этом не знаем, и догадки наши будут лишь в разной степени глупыми и наивными.

  27. Гуслим Гуслия инвестор из Багдада, 7.05.2012 в 10:04.

    Rob, 7.05.2012 в 00:06.
    Мэр Лондона может имел в виду Москву? Пророчество сбылось

  28. savan, 7.05.2012 в 11:30.

    Гуслим Гуслия инвестор из Багдада, 7.05.2012 в 10:04.

    Rob, 7.05.2012 в 00:06.
    Мэр Лондона может имел в виду Москву? Пророчество сбылось

    – вообще-то Москва не самый грязный город, если сравнивать с аналогичными мегаполисами, например, и Париж и Нью-Йорк не в пример грязнее.

  29. savan, 7.05.2012 в 11:31.

    Borm, 6.05.2012 в 00:23.

    вырос в доме где был радиолюбитель на Шаболовке ))
    затронули во мне ностальгические чувства )

  30. Гуслим Гуслия инвестор из Багдада, 7.05.2012 в 13:09.

    savan, 7.05.2012 в 11:30.
    Я сужу по чистоте обуви. Париж и Нью-Йорк смотря где бывать, в каких кварталах. В Польше за 2 недели я кроссовки почистил один раз, в Москве раз в 2 дня. Если учесть, что сейчас за город не катаюсь.

  31. Galimov13, 7.05.2012 в 13:45.

    В киндза -дзе хорошо показано будущее, которое нам приготовил капитализм и роботизация…

  32. Алена, 7.05.2012 в 20:31.

    Borm,
    Дублирование(резерв)применяется независимо от качества.Даже в гражданской авиации(нашей,почти развалившейся)тройной резерв.В НАТО,полагаю та же система.Вот интересно,умеют ли паять современные офицеры?
    Galimov13, 6.05.2012 в 18:38.
    Талантливый человек,талантлив во многом.Еще раз убеждаюсь.А станки 1905г.я бы сохранила.Антиквариат.
    Rob, 6.05.2012 в 23:52.
    Не знаю,что было 30 лет назад.И зачем за ностальгию выдавать факты,которые ничем не оспариваются?Ну,продаю,ну медвежу,но только не надо из этой страны делать полный даун.Особенно,что касается вооружений.

  33. Rob, 7.05.2012 в 21:26.

    Алена, 7.05.2012 в 20:31
    Я увидел ностальгию по легендарной советской оборонке в твоих постах. Даже если она не подразумевалась, но извини, все равно сквозит.

    Из родной страны полный даун я не делаю. Но давайте взглянем правде в глаза, что касается вооружений. Что нового создали в авиации с советских времен? Увы, один пред-пред-прототип истребителя 5 поколения со старыми движками. Новых движков нет. Что имеем во флоте? Ноль без палочки. 20 лет строим авианесущий крейсер индусам и покупаем десантные корабли во Франции. Приняли на вооружение новую подлодку, для которой, правда, нет ракет. О ракетах теперь. Мытарства с Булавой забавляют весь мир уже. Там небось тоже элементная база времен Крымской кампании применяется? По танкам может пройдемся? Легко. Вот месяц назад главный по оборонке заявил, что 5 (вроде бы) лет дает нашим заводам для производства нового поколения танков, а до тех пор ничего приобретать у них не будет. В итоге похвастаться наша оборонная промышленность может только новой формой от Юдашкина. Ну и на том спасибо.

    И, Алена, я может ничего не понимаю в военной приемке, но я точно уверен, что ностальгировать по 70-м бесполезно. Их не вернуть, а если и вернуть, то повторится катастрофа развала советской экономики опять. То, о чем ты пишешь, сродни призывам лучше клепать броню для рыцарей, поскольку новые армии врага с мушкетами уж больно много рыцарей кладут.

  34. Новенький, 8.05.2012 в 10:19.

    Пока мы тут что-то обсуждали, Админ нас уже частично роботизировал:)По крайней мере, у всех нас новые головы:) Смотрите, какие мы красивые:)

  35. Rob, 8.05.2012 в 10:56.

    Прикольно! А почему Новенький – зелененький, а я какой-то раскрасневшийся? :)

  36. Administrator, 8.05.2012 в 11:07.

    Новенький – зелененький потому, что все новенькие “зеленые”.
    Красный цвет для тех, кто поспорить любит )
    Устанавливайте аватар себе сами: http://ru.gravatar.com/

  37. вх, 8.05.2012 в 12:32.

    Алена, “умеют ли паять современные офицеры?”
    Сейчас уже никто не паяет. Не потому, что не умеют. Даже раньше, на двусторонних платах, отказ чаще всего был из-за непропая. Нынешние платы многослойные, в них физически невозможно заменять детали, кроме простейших двуногих, напаиваемых сверху.

  38. вх, 8.05.2012 в 12:59.

    Админ, ну если Вы меня таким представляете, какой дали аватар, пусть так и будет. Со стороны виднее. А мне говорят, что слишком добрый…

  39. Borm, 8.05.2012 в 14:53.

    Алёна
    Вы случайно Эриха Фромма не читали “Революция надежды”? Есть некоторое сходство с его трудом в ваших высказываниях.

  40. Алена, 8.05.2012 в 21:26.

    Borm,
    Нет,не читала.Даже не знаю такого автора.Но почему нельзя представить,что у меня бывают собственные мысли? Вот последняя – как только тебе задают вопросы,совершенно отличные от основной темы,да провоцируют на возможную обиду оценками и выводами – знай,перед тобой начинающий психолог,психотерапевт или психиатр(если вопросы слегка шокируют).

  41. Алена, 8.05.2012 в 21:27.

    Если ты не на собеседовании.

  42. Алена, 8.05.2012 в 21:28.

    Админ,а голубенькие – это кто?

  43. Valiant, 8.05.2012 в 23:40.

    А дай те ка и я на себя в зеркальце Админье посмотрю. Какая у меня сегодня мордася, интересно?

  44. Valiant, 8.05.2012 в 23:48.

    Я в некотором недоумении… WTF? В смысле, чтобы это значило? (вспоминается Бредбери Р. “И всё-таки наш…”)

  45. Borm, 9.05.2012 в 01:21.

    Алёна
    Эрих Фромм – это философ. Я не хотел вас обидеть. Просто подумал, что вы знакомы с его мыслями и они у вас схожи.
    На счёт аватаров. Это, как в роддоме, розовой ленточкой перевязывают девочек, голубой мальчиков. А другие ленточки – это инопланетяне))))) (на самом деле это камень в огород Админа, я не смог сменить свой аватар, так как у меня почта на mail.ru, а заводить новую почту на другом хостинге ради аватара я считаю трудоёмким).

  46. Borm, 9.05.2012 в 01:34.

    Алёна
    Вы мне с вашим аватаром напоминаете Нюшу из Смешариков)))

  47. Borm, 9.05.2012 в 01:58.

    вх
    Паяют. И многослойные тоже. Товарищи паяльщики жалуются на иностранские платы. А точнее на их бессвинцовый припой, который при сотрясениях может треснуть и потерять проводимость. А это выявить очень сложно даже под микроскопом (паяют нынче под микроскопом). Радиодеталюшки теперь модно паять феном, предварительно нанеся припой, через трафарет, на контакты детали. Приложил микрушку к плате и феном разогрел. Она и припаялась. Это в двух словах процесс, конечно. Но, в многослойных платах нет ничего сложного. Главное, чтобы она (плата) не треснутая была. Что, кстати, опять же легко проверить тестером через контрольные точки.

  48. Andrei_J, 9.05.2012 в 11:33.

    Rob,
    Суть денег – долговое обязательство. Ты сделал нечто для другого человека, но в ответ он дал тебе некую бумагу, на которую тебе _должны_ дать товар, который ты пожелаешь. Плохо когда не понимаешь истинной природы вещей – последствия могут оказаться неожиданными.

  49. Andrei_J, 9.05.2012 в 11:38.

    Rob,

    >Умрут деньги? Допустим. А как будет производиться обменный >процесс в экономике? Как будет измеряться и вознаграждаться >вклад человека в производство товара?

    Если всё делают роботы, то вклад человека ничтожен. Поэтому и пропадает сам смысл его измерять. Человеку останется делать только то, что его действительно отличает от роботов – творить. А это измерить невозможно ибо творец создаёт то, чего ещё не было и сравнивать ценность его творения не с чем. Да и нет жизненной необходимости. Будут какие-то”фантики”, которые сами по себе тоже будут предметом творения.

  50. Andrei_J, 9.05.2012 в 11:43.

    Алена,
    Не надо дезинформации – в России полно частных коммерческих ТВ каналов вещающих со своих вышек. И в их распоряжении немало частот в метровых диапазонах – многие из них вещают ТНТ и СТС.

  51. Rob, 9.05.2012 в 15:03.

    Andrei_J
    Ты торопишься с оценкой оппонента, по-моему.
    У меня вопрос.
    “Ты сделал нечто для другого человека, но в ответ он дал тебе некую бумагу, на которую тебе _должны_ дать товар, который ты пожелаешь.”
    Я сделал булку хлеба и продал ее. Мне какой-то человек дал некую голубую бумагу с надписью “50 рублей”. Я пошел в магазин Ermenegildo Zegna и говорю, мне костюм вон тот заверните. Мне Andrej_J сказал, что вы мне _должны_ дать товар, который я пожелаю. Как думаешь, дадут костюм или дадут п***лей? :)))

  52. Rob, 9.05.2012 в 15:04.

    Andrei_J, 9.05.2012 в 11:38
    Да ты коммунист-утопист, судя по этому посту! :)

  53. Алена, 10.05.2012 в 21:16.

    Andrei_J,
    Примеры,плиз.С частотами Вы погорячились.На всякий случай,ТВ вышки строят строго за пределами города(есть исключения,последний пример -Рига).Есть такая наука – электромагнитная совместимость систем связи.Простым языком -чем больше,на одну условную единицу площади натыкано этих самых систем,тем сложнее расчитать их параметры,позволяющие не мешать друг другу.Это еще один момент,который не позволит всей этой рабо,робо…технике развиваться долго.

  54. Borm, 10.05.2012 в 23:22.

    Алена
    Рига врядли последний пример. И уж далеко не первый. Вы бывали в Твери или в Туле? Там очень выделяются вышки. Естественно не у каждой твкомпании своя вышка – арендуют, но в центре города.


Комментировать:

Аватары раздает компьютер автоматически. Администратор сайта не имеет технической возможности поменять ваш аватар. Самостоятельно установить себе индивидуальный Gravatar (Глобально Распознаваемый Аватар) вы можете через сервис Gravatar.com
В дискуссиях запрещены темы: политика, религия и расизм.
В комментариях не приняты оскорбления и ненормативная лексика.